Четверг, 5. октября Amālija, Amēlija

Уже год перетирают одно и то же. Обновление металлургии вперед не продвигается

В конце апреля прошел год с тех пор, как турецкая компания-инвестор ООО Liepāja Steel приобрела сталеплавильную печь бывшего «Металлурга», но существенного прогресса в возобновлении производства не произошло. Инвесторы по-прежнему настаивают на долгосрочной аренде земли и зданий, а Лиепайская специальная экономическая зона (СЭЗ) продолжает объяснять, что сначала должна получить необходимые разрешения и заключения.

Уже год перетирают одно и то же. Обновление металлургии вперед не продвигается
Foto: Egons Zīverts
Foto: Egons Zīverts
05.05.2022 07:28

Илзе Озолиня

"Курземес Вардс"

С приведением в порядок бумаг не сложилось

В течение года компания представила в администрацию ОЭЗ два бизнес-плана – один в августе прошлого года, другой в апреле этого года. Различия и недостатки были выявлены в обоих. Например, в них не указывается планируемый объем инвестиций, количество рабочих мест, ожидаемый чистый оборот и средняя заработная плата как минимум на ближайшие три года.

Кроме того, в представленном прошлым летом бизнес-плане указано, что Liepāja Steel планирует инвестировать в восстановление металлургического предприятия в три этапа, а общая сумма инвестиций составит 183,5 млн евро, а в представленном в апреле бизнес-плане упоминаются два этапа инвестиций на общую сумму 132 млн евро.

Похоже, что с «бумаготворчеством» у компании складывается не очень. Liepāja Steel подала в Госслужбу окружающей среды заявку на получение разрешения на загрязняющую деятельность категории А, но заявка была возвращена в компанию для пополнения, поскольку была некачественной и недостаточно подготовленной.

Одно из требований СЭЗ —

компания должна представить проект строительства в минимальном составе, Liepāja Steel считает, что в этом нет необходимости, т.е. на первом этапе возобновления производства строительство не планируется.

Поэтому предприятие обратилось в Лиепайское стройуправление с просьбой предоставить справку о том, что процесс строительства не требуется для возобновления процесса выплавки стали на улице Бривибас, 94.

Строительное управление не может выдать такой сертификат, не зная текущего технического состояния зданий, в которых планируется производство. Указано, что необходимо пригласить сертифицированного инженера-строителя для проведения технического осмотра зданий и подготовки заключения.

Похоже, что никакого прогресса не произошло после недавнего визита в Лиепаю Хамади Алаедина Эйюбогла, единственного владельца Liepāja Steel и председателя правления турецкой компании Epas Group.

«Около года назад мы неоднократно говорили то же самое», — сказал председатель правления ЛСЭЗ Улдис Сескс, отметив, что до сих пор нет ответов на ряд важных вопросов, связанных с возобновлением производства и экологическими аспектами.

«Им действительно нужен строительный проект с минимальной композицией. Для строительства сталелитейного завода тоже нужна строительная экспертиза, но с этим ничего не делается. По этому пути идет любая компания, которая построила новый завод в Лиепае или реконструировала существующий. Возможно, в Турции так принято, но в Латвии свой порядок, без оценки воздействия на окружающую среду, я не думаю, что у них есть возможность нормально работать. Мы все напомнили и объяснили».

Насколько выгодно сейчас эксплуатировать печь?

«СЭЗ врет, для нынешних объектов не нужно оценивание влияния на среду», — говорит в свою очередь председатель правления Liepāja Steel Гунтар Сенканс.

На вопрос, как долго продлятся эти пляски, он говорит:

«Надеюсь, здравый смысл возобладает и лиепайчане поймут, что в этих условиях войны это уже вопрос государственной важности. Это уже объект национального интереса».

В настоящий момент из-за агрессии, осуществляемой Россией при поддержке Беларуси, и связанных с ней западных санкций предприниматели в ряде отраслей действительно сталкиваются со значительным дефицитом сырья, в том числе с дефицитом металлического сырья. Очевидно, что Liepāja Steel хочет успешно использовать этот козырь для получения политической поддержки.

Министр обороны Артис Пабрикс встал на сторону инвесторов. Он сказал: «На мой взгляд, должны быть предприняты соответствующие шаги, чтобы противодействовать этому, потому что этот потенциальный инвестор не только родом из страны НАТО с очень серьезной промышленностью, но и понимает ситуацию в Латвии и поэтому обещает начать немедленное производство некоторых вещей, которые могут понадобиться как нашей военной, так и гражданской промышленности…».

Непонятно, что министр имел в виду под “военным производством”. Единственное, что турецкая компания может производить в Лиепае путем переплавки металлолома, это только металлические заготовки, из которых катают арматуру.

Liepāja Steel обещает построить новый прокатный стан рядом с сталелитейным комплексом в течение трех-пяти лет. О других видах продукции, которые можно производить в Лиепае, речи не шло. По словам Г. Сенканса, произведенные в Лиепае заготовки пока «могут быть обменены на фурнитуру или переработаны на собственных заводах и отданы взамен».

Он отмечает, что компания не хочет сразу приступать к строительству прокатного стана, что является более длительным процессом, также требуется стройпроект и так далее.

Однако, учитывая резкий рост цен на газ и электроэнергию, насколько сейчас экономически целесообразно вести такое энергоэффективное производство? Председатель правления Liepāja Steel говорит, что рост цен на энергоносители не столь значителен, учитывая нынешние цены на металл, которые выросли почти вдвое.

Однако сайты металлургической отрасли показывают, что, например, высокие тарифы на электроэнергию и непредвиденная ситуация на рынке природного газа вынудили немецких производителей стали сокращать производственные мощности. Металлургическая компания ArcelorMittal также заявила, что высокая стоимость природного газа и электроэнергии делает деятельность компании экономически нецелесообразной.

Почему Лиепая не может уступить требованиям инвестора?

Янис Вилнитис, заместитель председателя правления Лиепайской СЭЗ

– Если бы не было жалко жителей Лиепаи и город, то после просмотра телепередачи Aizliegtais paņēmiens можно было бы отступить от всех «преувеличенных» требований СЭЗ и дать долгосрочный контракт компании Liepāja Steel. А потом через полгода спросить, почему ничего не сделано. Спросить то же самое через год. Производство, конечно, еще не начнется. Затем призвать журналистов повторить эти обещания и выслушать причины, по которым ничего не произошло.

Вполне вероятно, что причины будут те же, что и запрашиваемые СЭЗ, а именно заключение экспертизы о состоянии зданий и сооружений, проект-минимум строительства, разрешение на загрязнение категории А, нехватка персонала и т. д., так как производство может только старт и требования.

Но действительно ли лиепайчане и Лиепая заслужили такие эксперименты, ведь в таком случае эта территория еще долго не обустраивалась бы и не развивалась.

Если государство уже говорит (по крайней мере, одно министерство), что этот объект имеет государственное значение, то почему «Металлург» продал свое движимое и недвижимое имущество?

Улдис Хмиелевскис, и.о. управляющего ЛСЭЗ:

– С момента создания ЛСЭЗ 25 лет назад был разработан порядок заключения долгосрочных договоров – условием является то, что сначала подрядчик должен разработать проект строительства с минимальным составом на основе краткосрочного договора и получить все необходимые разрешения и согласования при разработке — в т.ч. требования владельцев коммуникаций, разрешения на загрязняющую деятельность, если таковые требуются для соответствующего производственного процесса, и согласование строительного управления.

За последние пять лет в Лиепае построено 16 новых производственных объектов, при этом были проекты, которые не дошли до строительства — либо сами предприниматели решили не реализовывать задуманное, даже при наличии разработанного и согласованного проекта строительства, либо стало ясно, что запланированный план не подходит для конкретной локации, потому что, например, слишком мало или недостаточно электричества, и поэтому нужно другое место.

Нередки случаи, когда проектирование и работа по получению разрешительной документации даже не начаты. Соответственно, в таких случаях срок действия контракта истекает через год, и участок может быть предложен другому участнику торгов.

Если бы договоры долгосрочной аренды заключались в Лиепае сразу после получения заявления инвестора, то ни новые заводы Interspiro , ни Jensen Metal не были бы построены в Каросте, a завод Lesjofora — на улице Дуню. Этому препятствовали ранее существовавшие соглашения, которые было бы трудно расторгнуть. Это подтверждают и столичные примеры, где в порту есть несколько участков, где девелопмент не ведется, но заключенные долгосрочные договоры не позволяют предлагать их другим инвесторам.

Подписание долгосрочного контракта до тщательной оценки бизнес-плана, разработки проекта строительства и получения необходимых разрешительных документов сопряжено с риском – если проект не будет реализован, конкретный участок останется без развития на долгие годы, не дав следующему предпринимателю возможность. И уж точно не в интересах развития города.

Популярные

Distances līgums

Войти

Регистрироваться

Klikšķini šeit, lai izvēlētos attēlu vai arī velc attēla failus un novieto tos šeit.

Spied šeit, lai izvēlētos attēlu.

Снимок должен быть в формате JPG, максимальный объем - 10Mb.

Регистрироваться

Lai pabeigtu reģistrēšanos, doties uz savu e-pastu un apstiprini savu e-pasta adresi!

Забыл пароль

PALĪDZĒT IR VIEGLI!

Atslēdz reklāmu bloķētāju

Portāls liepajniekiem.lv jums piedāvā svarīgāko informāciju bez maksas. Taču žurnālistu darbam nepieciešami līdzekļi, ko spēj nodrošināt reklāma. Priecāsimies, ja atslēgsi savu reklāmu bloķēšanas programmu.

Kā atslēgt reklāmu bloķētāju

Pārlūka labajā pusē blakus adreses laukam ir bloķētāja ikoniņa.

Tā var būt kāda no šīm:

Uzklikšķini uz tās un atkarībā no bloķētāja veida spied uz:
- "Don`t run on pages on this site"
vai
- "Enabled on this site"
vai
spied uz