Олаф Гутманис: «Предыдущие юбилеи были веселее, а нынче – богаче размышлениями!»

0
Сегодня, 10 января уписателя, публициста и поэта, почетного лиепайчанина Олафа Гутманиса –юбилей, ему исполняется 80 лет. Перед этим знаменательным днем мы побывали у юбиляра.
– С какими чувствами вы встречаете эту важную в свой жизни дату?
– Какие могут быть чувства? Немногоностальгические, нечему особенно радоваться, все-таки прожито 80 лет.Но я испытываю удовлетворение от того, что прожито немало, в жизни ячто-то успел и сделал. Поэтому испытываю разные чувства. Предыдущиеюбилеи были веселее, а нынче – богаче размышлениями!
– Каково ваше мнение о жизни вокруг нас?
– С моей точки зрения, уже 80-летнегочеловека, мы живем в довольно странное время, когда материальноеблагосостояние, как идеальный образ жизни, взял верх над духовнымиценностями. Таким идеалом жизнь непрерывно преподносится ирекламируется. Это чувствовалось перед Рождеством и Новым годом. Ксожалению, после Пробуждения, когда казалось, что мы духовно раскрылисьдля вновь обретенной свободы, приоритетом было провозглашено этоматериальное благосостояние. И так продолжается до сих пор.
– Материальным ценностям можно противопоставить духовные.
– Сегодня есть такие исключения: яркиевспышки в нашей культуре, зов вопиющего, который призывает к переоценкеценностей. Такое противоборство взглядов всегда находится в моем полезрения, потому что в течение всей жизни, в каких бы примитивныхусловиях мне порой ни приходилось жить, я, как мне кажется, всегдаоставался представителем латышской духовной культуры. Хотя со скромнымвкладом, все-таки я никогда не сомневался, что духовность являетсясамым важным в жизни человека, и основой этой духовности служит вера вБога с осознанием того, что мы собой представляем, в каком жизненномпространстве и времени мы живем, что является задачей нашей жизни.
– Как вы заполняете время?
– Я испытываю удовлетворение, есличувствую, что и другие люди воспринимают мир так же, как я, что у настак много книг для чтения, чтобы не чувствовать себя духовно одиноким,так много музыкальных подтверждений, мудро выраженных мнений и совсемобычных повседневных бесед с людьми, чтобы мировоззрение иподтверждение присутствия Творца выражалось в каждой мысли, в каждомощущении и осознании, в каком огромном (в смысле Вселенной), в какомсложном (с множеством других измерений наряду с нам уже известными!)мире мы живем. Именно такие серьезные мысли хочется выражать, когда такдолго уже прожито и так много пережито.
– Есть ли свое место и время для творческих проявлений?
– Уже в другом аспекте хочется себяпроявлять как лиепайчанина, который родился в этом городе и прожилздесь жизнь, кроме 13 лет, проведенных в Сибири, куда был выслан. Обэтом особом, присущем лиепайчанину, чувстве я писал уже неоднократно, итолько что мне еще раз представилась такая возможность – рассказать обэтом вместе с другими писателями города Лиепаи и района в посвященной382-й годовщине города книге. С годами я все больше осознаю, в какомудивительном месте, среди каких замечательных людей я живу, какаянеобычная судьба избранника мне дарована. И еще раз хочетсяпоблагодарить руководство города и района, особенно многих лиепайчан икурземчан за возможность опубликовать вклад жизни в латышскуюлитературу – «Сочинения». Хотя материальное благосостояние в данныймомент склонило чаши весов в свою сторону, все-таки вместе со многимиписателями и литераторами нашего края я надеюсь, что чаши весовнепременно уравновесятся и духовное благосостояние станет такой женеобходимостью как высококачественное развлечение, которое частоназывают культурой, как богатый стол, талантливое шествие в отношениибизнеса, и все это – на благо Лиепаи.
– Вы являетесь избранникомв том смысле, что пережитое и увиденное остается в написанных вамитрудах. Видите ли вы свое продолжение в своих детях?
– Да, дети могут доставлять какхлопоты, так и удовлетворение. Странно, но наследственностьчувствуется. Старший сын Марис разъезжает по свету, теперь он в Египтеплывет по Нилу. Дочь Иева недавно была в Австралии, там жила вмонастыре. Младший сын Давис тоже старается знакомится с миром, что-тоувидеть, осенью он участвовал в паломничестве. Я сам был большимпутешественником – и против своей воли, и по собственному желанию многоездил. Это передалось моим детям. Мне нравится, что они не живут наодном месте, не проявляют материальную заинтересованность, они хотятувидеть, как живут люди, и ощутить что-то от великого мира. Ксожалению, внучка у меня только одна, с этим приходится мириться. Можетбыть, со временем еще появятся внуки.
Дайна Мейстере,
«Курземес Вардс»
Огонь в печи и рядом животные – это характеризует Олафа Гутманиса, как человека природы.