Борьба молодого доктора за квартиру
0
Прошел год с тех пор, как в Центральной больнице стал работатьмолодой хирург Мартиньш Силениекс. Уже по прибытии он сталинтересоваться возможностями получения квартиры. Неоднократно ходил и вдуму, и к руководителям больницы, но решение так и не было найдено. Имолодой врач в недоумении – почему в таком случае при посредничествегазет и других средств массовой информации наше самоуправление стольуверенно рассказывает, какими желанными здесь являются молодые медики,какие у них преимущества и как им идут навстречу, если в жизни ничеготакого нет. Иное мнение об этой ситуации у представителейсамоуправления. Они считают, что доктор Силениекс сам толком не знает,чего хочет.
В течение года решения жилищной проблемы не найдено
Доктор Силениекс родился в Лиепае и после окончания учебы в вузерешил вернуться в свой родной город, поскольку Центральная больница, поего мнению, является местом, где проводится много операций и где умолодого хирурга есть возможность иметь хорошую практику. Лишь однабеда – еще год назад, невзирая на проведенные в Риге 11 лет учебы ввузе, он знал, что по прибытии в родной город ему снова придетсяпоселиться у родителей. «И это неприятно», – сказал он еще тогда.
К сожалению, прошел год, и хотя специалисты нашего самоуправленияпублично рассказывают, насколько желанными у нас являются молодые врачии как самоуправление помогает им решать и жилищный вопрос, и другиепроблемы, чтобы только город не остался без столь нужных специалистов,он все еще живет у родителей. Причем ситуация в настоящее время такова,что вскоре Мартиньш дождется своего первенца, а у молодой семьи нетсвоей крыши над головой.
Доктор Силениекс не скрывает, что неоднократно ходил в думу говоритьоб этой проблеме и также говорил об этом с администрацией больницы. Емубыло предложено несколько вариантов. «Но с условиями, которые для менянеприемлемы», – строго говорит молодой врач, сразу же пояснив, что онне просит ничего эксклюзивного, но все-таки хочет испытывать чувствоуверенности.
«Первая квартира, которую мне предлагали, находилась в Чертовойдеревне. Место хорошее, поэтому я сначала обрадовался, но моя радостьисчезла, когда я увидел эту квартиру и узнал правила, согласно которыммогу там поселиться. Это была служебная квартира, которая не будетпринадлежать мне, которую я никогда не смогу приватизировать и которая,к сожалению, была в ужасном состоянии. Там нужно было менять все: окна,двери, сантехнику и остальное. Вместе с тем на ремонтные работытребовалось несколько тысяч латов. У меня, конечно, таких накоплений небыло. Причем, если это не моя квартира, ясно, что ни один банк мнекредит не предоставит. И еще – даже если бы я где-то и смог по частямвзять деньги взаймы, у меня нет ведь никакого интереса вкладывать их вквартиру, из которой через некоторое время меня могут попросить уйти,поскольку она мне не принадлежит!»
Квартира в таком же состоянии доктору Силениексу предлагалась такжев Зеленой роще. Еще после нескольких визитов в городскую думу егопоставили в очередь на квартиру. «Но нет никаких гарантий, что этаочередь станет каким-либо решением, – говорит он. – Уже принимая наочередь, мне сказали, что единственное, на что я могу надеяться, –старая застройка в Новой Лиепае. И в отделе недвижимости пояснили, что,если мне квартиру выделят, я смогу ее выкупить по рыночной цене. «Онтакже не скрывает того, что последняя беседа за три дня до конца подачизаявлений о приватизации с исполнительным директором Эдгаром Ратсомбыла весьма эмоциональной. Доктор выразил свое неудовлетворение тем,что дума так и не смогла изыскать возможность найти ему квартиру,которую впоследствии можно было бы приватизировать, на чтоисполнительный директор ответил, чего же доктор на самом деле хочет:квартиру, где жить, или квартиру, которую можно приватизировать?
«Я хочу чувствовать уверенность, поскольку собираюсь здесь остатьсяи работать, никуда в Ирландию собирать грибы ехать не намерен, и еслигород ни в мое образование, ни в виде какой-либо другой помощи невложил ни сантима, то почему бы не помочь решить жилищную проблему?» –он недоумевает и цитирует сказанное руководителем отдела общественногоздоровья думы Андой Бергмане, где она говорит об отзывчивости, котораямолодым врачам оказывается со стороны самоуправления: «Сразу поприбытии мы предлагаем благоустроенные общежития. Действительноблагоустроенные, в которых сделан евроремонт. В таких живет и новыйректор педагогической академии. И со временем им предлагают квартиру,находящуюся в ведении самоуправления».
«Ничего такого мне не предлагалось, поскольку, если предлагалось бы,ясно, что я не отказался бы и поселился бы там, чтобы потом думать, какрешать дальше эту проблему, поскольку взрослому человеку, у которогопритом вскоре ожидается пополнение в семье, неприятно жить вместе сродителями, какими бы хорошими ни были отношения, –говорит молодойврач. – Я даже исполнительному директору предлагал заключить со мнойдолгосрочный договор, раз уж он боится, что я предоставленную думойквартиру приватизирую и продам, но он мне сказал, что такой договор былбы лишен любого юридического основания». Поэтому доктор Силениекссовсем скептически настроен к столь разрекламированной Лиепайскимсамоуправлением помощи молодым врачам и предлагает прекратить в концеконцов разбрасываться обещаниями и четко и ясно сказать, что «нам не посилам решать вашу жилищную проблему».
Не подходил ни один из предлагаемых вариантов
Исполнительный директор думы Эдгар Ратс в настоящее время находитсяв отпуске, но об этой ситуации информированы и руководитель отделаобщественного здоровья думы Анда Бергмане, и руководитель жилищногоотдела управления недвижимости Майя Фридмане. А.Бергмане в беседе с нами выразила мнение, что ситуация не стольплохая, как ее характеризует доктор Силениекс. Уже по прибытии в Лиепаюмолодой врач был информирован о возможностях проживать вблагоустроенном общежитии, но он к такой возможности не проявилникакого интереса. Затем ему неоднократно предлагались квартиры, но поразным причинам он от всех отказался. «Для нужд больницы в Зеленой рощебыли две квартиры: однокомнатная, в которой в настоящее время живет нашмолодой гинеколог Иева Рамане, и еще одна двухкомнатная квартира,которую мы предложили Мартиньшу Силениексу, – говорит А.Бергмане. – Ноон от нее отказался: доктору не нравился вид из окна, поскольку из него были видны мусорные контейнеры,это была квартира в конце дома, также в ней нужно было сделать ремонт.Причем для доктора неприемлемым был также микрорайон. Конечно, квартира– служебная, но он сразу же был информирован, что сможет в нейпроживать длительное время: десять и более лет, и за это времясамоуправление рассмотрит возможность передать ему квартиру всобственность, если он останется в Лиепае. Я считаю, что на такихусловиях было неразумно отказываться от квартиры, на ремонт которойсмело можно брать кредит и постепенно привести в порядок, какойнравится самому жильцу. К сожалению, благоустроенную квартиру севроремонтом, самоуправление предложить не в состоянии – таковареальность».
Проблема доктора Силениекса рассматривалась также на заседаниижилищной комиссии, и он поставлен на очередь, но в то же время ему былопредложено еще несколько служебных квартир в Военном городке, а такжепятикомнатная квартира с частичными удобствами, от которой доктор такжеотказался. «И тогда действительно возникает вопрос, для чего докторунужна квартира: для проживания или приватизации и продажи?» – внедоумении говорит А.Бермане.
М.Фридмане пояснила, что в настоящее время доктор Силениекс вочереди на квартиру – 130-й. «В течение года он квартиру смог быполучить, – пояснила специалист. – Это означает, что у него будетквартира с правом аренды, которую в установленном законом порядке можнополучить в свою собственность, так же, как и любой другой человек,которому самоуправление выделяет квартиру. Да, конечно, уже не засертификаты, а за деньги. Но эту квартиру не нужно выкупать вобязательном порядке. Очень много людей долгое время пользуютсяпринадлежащими самоуправлению квартирами, не приватизируя их, правоаренды переходит также на детей и никто этих людей из квартир невыселяет». Специалист пояснила, что находящиеся в очереди на квартируполучают квартиру в тех случаях, если решением суда кто-либо выселяетсяили же умирает человек, проживавший в неприватизированной принадлежащейсамоуправлению квартире. И у Мартиньша Силениекса стать в течение годаквартиросъемщиком есть большой шанс, поскольку он хочет получить двух-или трехкомнатную квартиру, на которые в очереди ожидающих квартиры нетособого спроса, в основном спрос на однокомнатные квартиры. Правда,следует заметить, что и эта квартира не будет отремонтированной и этуработу придется сделать самому.
Кристине Пасторе,
«Курземес вардс»