В Литве каждый день тысячи новых инфицированных
Карантин и введенные в стране ограничения не уменьшили распространение коронавирусной инфекции в Литве. В прошедшие выходные там зарегистрирован очередной антирекорд – более 2300 новых случаев Covid-19 в сутки. Как в этой ситуации чувствуют себя наши южные соседи? Об этом мы расспросили литовцев и жителей Латвии, которые живут в Литве.

Ilze Ozoliņa, Nora Driķe, Agnese Kuplēna
"Kurzemes Vārds"
Хуже всего в больницах
Грустно – в стране карантин, льет дождь, на улицах мало людей, – рассказала Юрга Петроните, журналист клайпедской газеты «Вакару экспресас». «Весной редко кто знал кого-нибудь, кто заразился вирусом, а теперь едва ли не каждый знает заболевших в кругу знакомых или родственников», – отметила Юрга.
Карантин в Литве означает, что люди по возможности работают и учатся дома.
Очно учатся только ученики классов начальной школы, работают детские сады. В свою очередь, кафе и ресторанам разрешено выполнять заказы только на вынос. Не работают учреждения культуры, концерты и спектакли проходят только в интернет-среде. Магазины работают. В общественном транспорте разрешено пользоваться только сидячими местами. Если свободных мест нет, надо ждать следующего автобуса. В общественных местах нужно носить маски.
По словам Юрги, хуже всего в больницах, где ситуация критическая. Руководители литовских больниц сообщили о нехватке свободных мест для лечения больных с коронавирусной инфекцией, нужна помощь армии для развертывания инфекционного госпиталя. Но именно в Клайпеде сейчас самая тяжелая проблема связана не с наличием свободных мест для пациентов, а с тем, что заболели очень многие врачи.
«У нас имеется несколько больниц. По данным на 18 ноября в одной больнице заболел 21 медик, а в другой, региональной – 183 медика, это и врачи, и медсестры. В детской больнице ковидом заболели семь медиков», – рассказала журналист местной газеты.
Но почему в Литве так много заболевших? На этот вопрос у клайпедчанки нет ответа. «В Литве, как и в других странах, есть так называемые ковид-скептики, которые не верят в существование вируса. Другие впадают в депрессию – осень, темно, дождь и еще пандемия. Если заболевают близкие, то обстановка угнетает еще больше. Но есть и такие, кто не теряет оптимизма, работает и старается как-то пережить трудности», – сказала Юрга.
Можно винить только себя
«Ситуация довольно мрачная. Думаю, что во вспышке заболевания такого масштаба жители Литвы могут винить только сами себя. Когда в стране была отменена первая чрезвычайная ситуация, многие как с цепи сорвались – активно стали посещать клубы, концерты, мероприятия. Людей было не удержать. Есть и такие, кто верит в теорию заговора», – ситуацию охарактеризовала бывшая лиепайчанка Байба Скурстене-Сердиуке, которая теперь с семьей проживает в окрестностях Вильнюса.
Единственные развлечения, которые ее семья сейчас себе позволяет, это прогулки, киновечера дома, чтение и музицирование в домашней обстановке, кулинарное творчество. «Вместе могут собираться только представители двух домохозяйств, не более 10 человек, но не похоже, чтобы сейчас жители были настроены посещать вечеринки. У нас каждый день более тысячи инфицированных», – с грустью рассказала Байба.
Самозанятым – 257 евро
Байба является известной в Литве певицей, вокальным педагогом, но сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. «Не знаю, как будет, когда я вернусь к работе. Вероятнее всего, продолжу работу в качестве частного учителя, а концертная деятельность будет с меньшими оборотами. Уже после первой волны пандемии менеджеры искали варианты, как успешнее задействовать музыкантов в коллективах, меньших по составу. И в моей группе нас пять человек участников, но думаю, что придется состав уменьшить. Жители теперь стараются приберечь средства, поэтому, вероятнее всего, гонорары музыкантов существенно уменьшатся, когда возобновится концертная деятельность», – пояснила Байба.
Она рассказала, что и музыкантам, и остальным самозанятым лицам правительство Литвы ежемесячно выплачивает по 257 евро. «Это, конечно, смешно, но хоть что-то. Не знаю, как будет в дальнейшем. Я пока получаю пособие по уходу за ребенком и больше мне ничего не полагается», – рассказала она. Байба отметила, что самоуправление Вильнюса дополнительно выделило средства тем музыкантам и исполнителям, которые могли предъявить договоры о концертах и других культурных мероприятиях, не состоявшихся из-за новой волны пандемии. Часть неполученных доходов самоуправление Вильнюса компенсировало.
В Литве закрыты многие учреждение, также спортзалы. «Заниматься спортом разрешено только профессионалам, тоже в ограниченном количестве. Мой муж является участником сборной Литвы по кикбоксингу, поэтому у него тренировки продолжаются», – рассказала Байба. В семье растут двое маленьких детей, старший сын посещает детский сад. – «Это одно из редких мест, где я бываю. Магазин, детский сад, прогулка – вот все, где мы бываем вне дома».
Правда, и часть покупок она совершает через интернет и крупные торговые центры не посещает, поэтому не может сказать, приезжают ли жители Латвии в Литву за покупками. «Думаю, мои соотечественники теперь приезжают реже, но стала заметная другая проблема – жители Беларуси запрашивают убежище в Литве. Многие белорусы теперь снимают квартиры и переселяются в Литву», – отметила она.
Если не было бы необходимости, не ездил бы
Владелец лиепайского предприятия «Proalifting» Виктор Молоканов довольно часто вынужден пересекать латвийско-литовскую границу. Предприниматель отметил – не будь такой необходимости, в Литву не ездил бы. В Клайпеде он живет с семьей, а в Лиепае руководит производством. «Постоянно нахожусь в самоизоляции», – рассказал он.
Каждый раз перед въездом в Латвию, ему нужно заполнить электронную анкету и получить QR-код, который подтверждает, что документы представлены. Код необходим, чтобы перевозчики, инспекция здоровья, полиция и пограничники могли убедиться в соблюдении установленных ограничений. «Сейчас, осенью, когда во второй раз объявлена чрезвычайная ситуация, со мной никто не связывался, чтобы проверить, соблюдаю ли я ограничения. Весной, во время первой волны пандемии, ответственные службы часто звонили, и полиция ко мне приезжала. Теперь все происходит в электронном виде. Все требования я соблюдаю», – пояснил предприниматель.
В Литве он бывает в основном в конце недели и публичные места старается не посещать. Супруга работает в Клайпеде, а сын посещает детский сад. «Жена работает в небольшом коллективе, и начальство распорядилось, чтобы работники по возможности меньше контактировали между собой», – рассказал он.
По его мнению, в Литве жители относятся к ограничениям ответственнее, чем в Латвии, а именно, масками пользуются и вне помещений.
В.Молоканов допускает, что в стремительном распространении вируса в Литве по большей части следует винить приезжих – литовцев, которые работают за рубежом и, приезжая домой, привозят вирус на родину.