От мороза спасаются в заброшенных домах и подворотнях

В Лиепае много бездомных, которые зимой ночуют в условиях, не отвечающих никаким человеческим потребностям в ночном покое.
Постели у них находятся в заброшенных домах, подворотнях и даже под лоджиями, где они спят, укрывшись только толстыми одеялами. Но самое странное, что они сами вовсе не хотят переходить в более теплое жилье, ведь им не нравится ограничивать себя никакими социальными рамками.
В подворотне жгут старые рамы
«Нынче мороз еще ничего. А вот прошлой зимой температура была ниже минус 20 градусов. Сейчас еще можно укутаться в одеяло, разжечь буржуйку, и тепло», – не спеша рассказывает разбуженный 54-летний Илмар Фрейденфелдс. Он в одежде и шапке под несколькими одеялами спит в подворотне на ул.О.Калпака, где мы его встретили в пятницу поздно вечером. На соседней кровати спала женщина, которую можно считать его супругой. С растрепанными волосами, черными, как деготь, пальцами она пыталась зажечь свечу, и после нескольких попыток ей это удалось.
Почему же они спят не вместе, а на отдельных кроватях? Ведь вдвоем было бы теплее. «Нет-нет! То один перетянет одеяло на себя, то другой. Так не выспишься», – считает Илмар. Он в своей подворотне живет уже четыре года. Перед тем у него была квартира в этом же доме, в подворотне которого он ютится теперь. Его выселили за неуплату. Не смог заплатить самоуправлению задолженность в размере 500 латов. Тогда решил обосноваться в подворотне. Со стороны улицы заделал арку древесно-стружечными плитами и досками. А со стороны двора из таких же досок смастерил забор и дверь, хотя их таковыми можно назвать лишь условно. Поставил там кровати, разную старую мебель, посередине печурку, у которой греются и на которой готовят еду. На стене висят настоящие часы, и они показывают правильное время. На пропитание Илмар с супругой зарабатывают, помогая дворникам, они также собирают бутылки и металл. Илмар знает все цены. «За килограмм цветного металла платят 3,20 лата, а килограмм обычного металла – 6 сантимов, за чугун – 9 сантимов», – перечислил Илмар. С дровами у них проблем нет. Илмар показал находящуюся рядом груду старых оконных рам. «Постоянно кто-то меняет окна и двери. Остается только принести сюда», – объяснил он.
Ничего лучшего Илмар искать не собирается. К тому же и не может, потому что, оказывается, у него вообще нет и не было латвийского паспорта. В кармане только старый документ СССР. А его теперь можно разве что сдать в музей. «Здесь я привык, всех знаю. Нет, ничего другого мне не нужно, да я и не прошу. Другим живется еще хуже», – указал Илмар и, дождавшись ухода гостей, потушил свечу и лег спать. На часах было около полуночи, на улице мороз минус 7 градусов.
Полную версию статьи Викторa Улбертсa можете прочитать в номере газеты «Курземес Вардс» за 7 декабря.