Семейные врачи не хотят жить по-старому

0
Вчера лиепайские семейные врачи собрались вместе, чтобы принять решение, как быть – заключать или не заключать договоры о дальнейшей работе с государственным агентством обязательного страхования здоровья. Если договоры не будут заключены, нам, пациентам, в дальнейшем за эти услуги, возможно, придется платить намного больше – предположительно даже 10 – 15 латов.
Визит к семейному врачу дешевле, чем литр молока
Есть несколько причин, почему семейные врачи не согласны с предлагаемыми ГАОСЗ и Министерством здоровья условиями: и плата за работу, как сказала семейный врач Виолета Целма, оставалась без изменений в течение последних семи лет и, как подтвердила семейный врач Олита Шевчук, и намечаемый контроль специальных служб, которые в любой момент могут прибыть к семейному врачу на место его практики и прервать прием пациентов, чтобы провести проверку.
Семейный врач Инесе Айваре, место практики которой в Гробине, в беседе с корреспондентом «Курземес вардс» признала, что самое непонятное то, почему врачи за содержание своей практики – коммунальные услуги, газ, электричество, арендную плату, бензин и многое другое – должны платить по рыночной цене, а работу врача государство оценивает ниже нее. Поэтому, если Латвийская ассоциация семейных врачей действительно решит не заключать договора, то и она этого не сделает.
Со сказанным коллегой соглашаются также многие врачи, практикующие в Лиепае. И замечают, что по крайней мере в Лиепае у врачей нет никаких скидок, а намечаемая добавка – 11 сантимов за одного приписанного человека в год – не покрывает даже проценты инфляции, не говоря уже о возросшей плате за аренду и других платежах. Как подчеркнула О.Шевчук, в настоящее время такое ощущение, что Министерство здоровья выступает против того, чтобы жители могли нормально получать услуги семейных врачей. «Мы устали от нагрузок, от большой нормы – числа приписанных пациентов, которую обязало нам Министерство здоровья», – сказала О.Шевчук.
В.Целма сказала, что сейчас визит к семейному врачу жителям обходится дешевле, чем литр молока в магазине. «Этим я отнюдь не хочу сказать, что жителей нужно обременить дополнительными платежами. Я хочу сказать, что государство должно быть готовым платить за здравоохранение людей, если они сами этого не могут, поскольку мы отнюдь не желаем, чтобы в результате этих разногласий пострадали пациенты», – сказала она. В.Целма также отметила, что ни в коем случае для врачей неприемлемо то, что министерство хочет новый договор заключить на пять лет. «Мы не знаем, что будет через год, так как цены растут по месяцам», – указала она.
Семейный врач Игорь Стома признал, что медики ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы жители платили полную цену за оказываемые им услуги, но сказал, что семейные врачи не готовы к сознательному банкротству. «Экономисты подсчитали, какая сумма денег необходима для содержания практики врача, но государство готово финансировать лишь 60 процентов, – пояснил он. – Если мы согласимся на такие условия, мы фактически согласимся на банкротство своей практики».
Семейный врач Дайга Леймане из Приекуле сказала, что ассоциация семейных врачей уже добилась компромисса с правительством и предлагаемые условия такие, с какими можно согласиться. Она, правда, подчеркнула, что договор в первоначальной редакции, без конкретных денежных сумм, подписывать нельзя, но в то же время указала, что нужно оценивать ситуацию и ни в коем случае не должны пострадать пациенты. Доктор выразила надежду, что ситуация будет решена и семейные врачи договоры заключат. Если этого не произойдет, возможно, действительно с нового года пациентам придется платить за посещение семейного врача как за платную услугу. «Но я не понимаю, откуда появилась плата 10 – 15 латов за визит, – сказала она. – Я подсчитала, что в таком случае плата за одно посещение может быть 5 латов – этого достаточно, чтобы я смогла уплатить за аренду помещений, а также выделить на зарплату себе и медсестре».
Семейный врач из Руцавы Вия Степанова признала, что она загнана в тупик. «Я осознаю, что мои пациенты, проживающие в Руцаве и Дунике, не в состоянии уплатить за мои услуги частного врача, – пояснила она. – И все-таки я не могу подписать этот договор, поскольку это означало бы, что я согласна с мнением Министерства здоровья, которое отводит врачам статус недостойной профессии. Поэтому я согласилась на компромиссный вариант – договор подпишу, но не на пять лет, а лишь на год».
Как признала семейный врач, которая работает в одной из волостей Лиепайского района, но которая свою фамилию в газете упоминать не желала, на селе у врачей ситуация более простая, поскольку самоуправления помогают и помещениями для места практики, отоплением, водой и многим другим. Семейный врач из Гробини Арманд Деюс частично согласился со сказанным коллегой, отметив, что договор с ГАОСЗ является надежным гарантом по крайней мере определенной суммы денег. «И говорить, что у нас, врачей, не совсем маргарин на хлебе, все-таки нельзя», – сказал он.
Если договор заключен не будет
Специалист по здравоохранению Курземского отделения государственного агентства обязательного страхования здоровья Марина Чернякова надеется, что семейные врачи компромисса с Министерством здоровья все-таки добьются и договоры на следующий год заключат. Она считает, что дискуссии начаты слишком поздно, поскольку каждый из них знал, что срок договора истекает 31 декабря сего года. Если все-таки произойдет так, что часть врачей новые договора хотя бы на год не подпишут, у пациентов будут четыре возможности получения их услуг в будущем году. Первая – платить полную цену как за услуги частного врача. Вторая – записаться к другому семейному врачу, заключившему договор. Третья – отправиться к дежурному врачу, который вечерами и по выходным принимает в Новолиепайском центре первичной медицинской помощи. Четвертая – в случае необходимости вызвать неотложную медицинскую помощь.
Хотя ни одно должностное лицо не пожелало ответить на вопрос корреспондента «Курземес вардс», сколько же в настоящее время зарабатывают семейные врачи, корреспондент выяснила, что приблизительная зарплата в месяц составляет 1000 латов. Заглянув в представленные в службу государственных доходов прошлогодние декларации, можно увидеть и более крупные суммы – даже 2000 в месяц. Причем, как отметило одно должностное лицо, которое, правда, публично не пожелало упоминать своего имени, сейчас семейные врачи зарабатывают больше, чем врачи, практикующие в больнице.
Достигнут компромисс
Вчера Латвийская ассоциация семейных врачей решила согласиться с компромиссным вариантом Министерства здоровья и заключить договор об оказании услуг первичной медицинской помощи на один год. Врачи в течение этого года вместе с Министерством здоровья разработают необходимые изменения в нормативных актах, чтобы улучшить первичную медицинскую помощь, а также договорятся о необходимом финансировании на 2009 год. К этому решению присоединились также лиепайские семейные врачи, но, как сказал И.Стома, «не потому, что мы согласны с условиями договора и теперь нам все нравится, а для того, чтобы не создавать драматической ситуации и не обидеть наших пациентов». В то же время он отметил, что в конце будущего года, когда снова придется заключать новые договоры, ситуация может обостриться.
Кристине Пасторе,
«Курземес Вардс»