Взгляд украинца из Лиепаи: Когда душу ранят не только бомбы
Больше года назад украинцы проснулись в новой реальности. Больше года назад каждый на себе почувствовал, что такое война. Украинцы научились выживать под постоянными обстрелами, готовить на кострах, рожать в подвалах и, главное, научились защищать свою землю любыми средствами.

Александр Гринка, журналист
Но под лозунгами несокрушимости и безграничной украинской силы остаются обычные люди. С болью, отчаянием, страхом, унынием.
Согласно последним исследованиям, более 70% украинцев живут в стрессе, а более 50% испытывают постоянную тревогу. Самая главная причина – российская агрессия.
Да, мы все знаем, что стресс – это реакция организма на что-то, что превышает его возможности. Это реакция естественная. Когда она временная, мы справляемся с событиями и дальше продолжаем спокойно жить.
Но когда мы говорим о военном положении, идет постоянное воздействие разнообразных факторов стресса на жизнь людей. Это может быть опасно, потому что наша психика истощается. Мы не можем жить в постоянном стрессе, потому что перестаем адекватно справляться с жизненными вызовами.
Больше года вся Украина с ее жителями находится в постоянной стрессовой ситуации. Все больше медиков с осторожностью предостерегают, что сейчас в украинцев
из прифронтовых регионов в той или иной степени есть проблемы с ментальным здоровьем из-за страха, обстрелов, воздушных тревог, информационной перегрузки.
А что будет с коллективным психоэмоциональным и ментальным здоровьем украинцев после войны? Думаю, посттравматическое стрессовое расстройство станет их спутником по жизни на долгие годы.
Меня в принципе трудно шокировать рассказами или картинами военных украинских будней. Но и меня в последнее время удивляют и беспокоят определенные тенденции в поведении моих земляков.
В Украине уже давно стало обыденным явлением, когда взрослые ведут детей в школу под звук ракет и дронов — камикадзе, когда мало кто реагирует на сигналы воздушной тревоги и прячется в укрытиях, когда на дачах сажают картошку под свист снарядов над головой, когда обычные люди спокойно прогуливаются рядом с трупами солдат…
«А чего мне бояться тех ракет или бомб, ну прилетит, ну убьет, это же война», – смеясь (!) часто рассказывают друг другу украинцы.
Да, в определенных случаях все это можно назвать психологической устойчивостью или самоуспокоением, а в других… проблемами психологического или психического характера.
Я не буду слишком категоричным, но Всемирная организация здравоохранения крайне обеспокоена эмоциональным состоянием украинцев. По ее заключению, из-за российского вторжения каждый пятый украинец под угрозой развития определенной формы психического расстройства.
Украинцы на фронте и в тылу уже больше года выдерживают огромные нагрузки, в том числе и психологические, ведь война атакует их психику.
Война не только ранит, калечит, приносит физическую боль, она разрушает души украинцев.
Александр Гринка, журналист