Пятница, 2. июня Lība, Emma

Сибирским снегам назло…

Завтра, 25 марта, вспомним о депортациях 1949 года — одном из крупнейших преступлений советской власти, которое сломало судьбы более нескольких десятков тысяч людей. Большей части высланных нет в живых, но истории их жизней и памятные вещи все еще можно найти в и музеях, и в коллекциях старинных вещей, куда мы заглянули в преддверии памятного дня.

Сибирским снегам назло…
В коллекции старинных вещей Ницы хранится несколько вещей, взятых с депортированными 25 марта 1949 года — деревянные чемоданы, национальный костюм Ницы, темно-зеленый шелковый платок, который так и ни разу не был повязан на голову по возвращению, как и национальный костюм. Под красно-коричневой юбкой на фотографии также изображено большое одеяло, в которое люди быстро складывали самое необходимое - постельное белье, одежду. (Foto: Гита Ванага)
В коллекции старинных вещей Ницы хранится несколько вещей, взятых с депортированными 25 марта 1949 года — деревянные чемоданы, национальный костюм Ницы, темно-зеленый шелковый платок, который так и ни разу не был повязан на голову по возвращению, как и национальный костюм. Под красно-коричневой юбкой на фотографии также изображено большое одеяло, в которое люди быстро складывали самое необходимое - постельное белье, одежду. (Foto: Гита Ванага)
24.03.2023 11:24

Агнесе Гринберга

"Курземес Вардс"

Чтобы рассказать и попросить о помощи

В коллекции Музея Дурбе хранятся письма сосланной в Сибирь Тамары Лонковской, которые она писала своим близким домой.

Их в свое время в музей принесла сама Т. Ланковская, которая ушла в Вечность несколько лет назад.

Руководитель Музея Дурбе Рейнис Бах указывает, что письма были написаны или карандашом, или фиолетовыми чернилами, которые были доступны в Сибири.

В них описан быт, жизнь в ссылке — работы и старания. «Они отображают материальные нужды и другие заботы. В письмах она просит прислать что-то из дома — хоть гвозди или другие мелкие и нужные в хозяйстве вещи.

В этом письме, адресованном тем, кто остался дома, Тамара Ланковская описала то, как она добралась на станцию Торес, и как начался путь в Сибирь. Фото: Рейнис Бах

И, конечно, холод, путь в центры дальних районов по снегу и на быках.

Письма очень простые, может даже поверхностные. Это те письма, которые не пишутся с благородной целью сохранения, а простым языком рассказать, каким было время и жизнь в ссылке», рассказывает Р. Бах.

Помимо этих писем в Музее Дурбе сохранились и деревянные чемоданы, в которые высланные из дома везли то, что успели взять. Сохранилась и покрывало.

Народный костюм как частичка дома

Вспоминая время депортаций, в коллекции старинных вещей Ницы для осмотра всегда представлены свидетельства того времени. Здесь также хранятся чемоданы, которые проделали дальний путь, и с которыми ссыльные вернулись домой.

Руководитель коллекции старинных вещей Гита Ванага рассказала, что в них собрано все самое важное. «Для этих людей одной из самых ценных вещей, которую взяла с собой почти каждая семья, была Библия или книга песен», отмечает она.

Когда в 1949 году людей из Ницы и ее окрестностей на лошадиных повозках и на грузовиках свезли в самый центр Ницы, откуда их в дальнейшем вывозили, в их числе была семья из Перконе, которая взяла с собой народный костюм Ницы.

«Мама надела этот народный костюм Ницы и взяла на руки своего маленького сына, и так семья уехала в Сибирь»,

рассказывает Г. Ванага.

В коллекцию старинных вещей этот народный костюм Ницы попал три года назад, на хранение его передали близкие родственники сосланной семьи. Г. Ванага указывает, что он долгие годы лежал на чердаке родственников — после возвращения ни разу не надевался.

Данный народный костюм был взят с собой как кусочек дома — чтобы не утратить чувство истинной принадлежности даже на расстоянии.

Г. Ванага говорит, что случаев, когда высланные брали с собой именно народные костюмы, было несколько и зачастую это делалось с практическим умыслом. «В нашем народном костюме Ницы примерно 6-7 м ткани. Если, живя там, ничего нет, то из этой ткани можно было сшить себе и детям какую-то одежду. Мне рассказывали, что из народного костюма был сшита юбка и длинная рубашка для ребенка, потому что ничего другого там не было», говорит она.

Создать латышское на чужбине

В коллекции старинных вещей Вецпилса можно найти предмет для письменного стола, изготовленный из дерева, в котором стояло перо и бутылочка с чернилами. Он украшен латышскими традиционными орнаментами.

Эту резьбу по дереву в коллекцию в свое время принесла жительница Вецпилса Айя Лайвениеце, которую ей подарил ее сосланный родственник (не является жителем города), по возвращению на родину.

«Предмет он изготовил своими руками в Сибири»,

рассказывает руководитель коллекции старинных вещей Вецпилса Дзинтра Лаце.

Так как об изделии из дерева мало что известно, что в отображении по возможности более четких латышских орнаментов вложено упорство и время. Фото: Дзинтра Лаце.

Так как владелицы предмета, А. Лайвениецы, больше нет в живых, более подробную информацию получить невозможно.

Как и в других музеях и коллекциях старинных вещей, в Вецпилсе хранится список сосланных лиц, но здесь также можно найти историю воспоминаний Эмилии Шване, написанную от руки, а также истории жизни, которые записывали школьники, отправляясь в экспедицию по местным окрестностям.

Для справки

Дни памяти жертв геноцида коммунистического режима в Южном Курземе завтра, 25 марта

В Вайнеде с 11.00 — у памятного камня. В 11.30 поездка в памятные места Вайнедской и Эмбутской волости.

В Павилосте в 11.00 — у памятного камня в Парке столетия.

В Руцаве в 11.00 — в центре около памятных камней.

В Барте в 13.00 — у камня памяти репрессированных.

В Вирге в 11.00 — у камня репрессированным.

В Кроте Бункской волости в 13.00 — около памятного камня.

В Айзпуте в 13.00 — около памятного камня жертвам коммунистического геноцида в Мисинькалнсе.

В Руде Отанькской волости в 13.00 — около памятного камня.

В Нице в 13.30 — в парке около памятника.

В Цираве в 12.00 — около камня репрессированным.

На станции Торес Гробиньской волости в 14.00.

В Априки — около памятного камня.

В Дурбе — в церковном саду около места памяти репрессированным.

В Калвенской волости — на железнодорожном вокзале у памятного камня репрессированным.

В Казданге — около памятного камня.

В Казданге – около памятного камня.

В Вецпилсе — около памятного камня репрессированным.

В Зиемупе — около Камня светлой печали.

Популярные

Distances līgums

Войти

Регистрироваться

Klikšķini šeit, lai izvēlētos attēlu vai arī velc attēla failus un novieto tos šeit.

Spied šeit, lai izvēlētos attēlu.

Снимок должен быть в формате JPG, максимальный объем - 10Mb.

Регистрироваться

Lai pabeigtu reģistrēšanos, doties uz savu e-pastu un apstiprini savu e-pasta adresi!

Забыл пароль

PALĪDZĒT IR VIEGLI!

Atslēdz reklāmu bloķētāju

Portāls liepajniekiem.lv jums piedāvā svarīgāko informāciju bez maksas. Taču žurnālistu darbam nepieciešami līdzekļi, ko spēj nodrošināt reklāma. Priecāsimies, ja atslēgsi savu reklāmu bloķēšanas programmu.

Kā atslēgt reklāmu bloķētāju

Pārlūka labajā pusē blakus adreses laukam ir bloķētāja ikoniņa.

Tā var būt kāda no šīm:

Uzklikšķini uz tās un atkarībā no bloķētāja veida spied uz:
- "Don`t run on pages on this site"
vai
- "Enabled on this site"
vai
spied uz