Агнесе Гринберга
"Курземес Вардс"
Чтобы рассказать и попросить о помощи
В коллекции Музея Дурбе хранятся письма сосланной в Сибирь Тамары Лонковской, которые она писала своим близким домой.
Их в свое время в музей принесла сама Т. Ланковская, которая ушла в Вечность несколько лет назад.
Руководитель Музея Дурбе Рейнис Бах указывает, что письма были написаны или карандашом, или фиолетовыми чернилами, которые были доступны в Сибири.
В них описан быт, жизнь в ссылке — работы и старания. «Они отображают материальные нужды и другие заботы. В письмах она просит прислать что-то из дома — хоть гвозди или другие мелкие и нужные в хозяйстве вещи.

И, конечно, холод, путь в центры дальних районов по снегу и на быках.
Письма очень простые, может даже поверхностные. Это те письма, которые не пишутся с благородной целью сохранения, а простым языком рассказать, каким было время и жизнь в ссылке», рассказывает Р. Бах.
Помимо этих писем в Музее Дурбе сохранились и деревянные чемоданы, в которые высланные из дома везли то, что успели взять. Сохранилась и покрывало.
Народный костюм как частичка дома
Вспоминая время депортаций, в коллекции старинных вещей Ницы для осмотра всегда представлены свидетельства того времени. Здесь также хранятся чемоданы, которые проделали дальний путь, и с которыми ссыльные вернулись домой.
Руководитель коллекции старинных вещей Гита Ванага рассказала, что в них собрано все самое важное. «Для этих людей одной из самых ценных вещей, которую взяла с собой почти каждая семья, была Библия или книга песен», отмечает она.
Когда в 1949 году людей из Ницы и ее окрестностей на лошадиных повозках и на грузовиках свезли в самый центр Ницы, откуда их в дальнейшем вывозили, в их числе была семья из Перконе, которая взяла с собой народный костюм Ницы.
«Мама надела этот народный костюм Ницы и взяла на руки своего маленького сына, и так семья уехала в Сибирь»,
рассказывает Г. Ванага.
В коллекцию старинных вещей этот народный костюм Ницы попал три года назад, на хранение его передали близкие родственники сосланной семьи. Г. Ванага указывает, что он долгие годы лежал на чердаке родственников — после возвращения ни разу не надевался.
Данный народный костюм был взят с собой как кусочек дома — чтобы не утратить чувство истинной принадлежности даже на расстоянии.
Г. Ванага говорит, что случаев, когда высланные брали с собой именно народные костюмы, было несколько и зачастую это делалось с практическим умыслом. «В нашем народном костюме Ницы примерно 6-7 м ткани. Если, живя там, ничего нет, то из этой ткани можно было сшить себе и детям какую-то одежду. Мне рассказывали, что из народного костюма был сшита юбка и длинная рубашка для ребенка, потому что ничего другого там не было», говорит она.
Создать латышское на чужбине
В коллекции старинных вещей Вецпилса можно найти предмет для письменного стола, изготовленный из дерева, в котором стояло перо и бутылочка с чернилами. Он украшен латышскими традиционными орнаментами.
Эту резьбу по дереву в коллекцию в свое время принесла жительница Вецпилса Айя Лайвениеце, которую ей подарил ее сосланный родственник (не является жителем города), по возвращению на родину.
«Предмет он изготовил своими руками в Сибири»,
рассказывает руководитель коллекции старинных вещей Вецпилса Дзинтра Лаце.

Так как владелицы предмета, А. Лайвениецы, больше нет в живых, более подробную информацию получить невозможно.
Как и в других музеях и коллекциях старинных вещей, в Вецпилсе хранится список сосланных лиц, но здесь также можно найти историю воспоминаний Эмилии Шване, написанную от руки, а также истории жизни, которые записывали школьники, отправляясь в экспедицию по местным окрестностям.
Для справки
Дни памяти жертв геноцида коммунистического режима в Южном Курземе завтра, 25 марта
В Вайнеде с 11.00 — у памятного камня. В 11.30 поездка в памятные места Вайнедской и Эмбутской волости.
В Павилосте в 11.00 — у памятного камня в Парке столетия.
В Руцаве в 11.00 — в центре около памятных камней.
В Барте в 13.00 — у камня памяти репрессированных.
В Вирге в 11.00 — у камня репрессированным.
В Кроте Бункской волости в 13.00 — около памятного камня.
В Айзпуте в 13.00 — около памятного камня жертвам коммунистического геноцида в Мисинькалнсе.
В Руде Отанькской волости в 13.00 — около памятного камня.
В Нице в 13.30 — в парке около памятника.
В Цираве в 12.00 — около камня репрессированным.
На станции Торес Гробиньской волости в 14.00.
В Априки — около памятного камня.
В Дурбе — в церковном саду около места памяти репрессированным.
В Калвенской волости — на железнодорожном вокзале у памятного камня репрессированным.
В Казданге — около памятного камня.
В Казданге – около памятного камня.
В Вецпилсе — около памятного камня репрессированным.
В Зиемупе — около Камня светлой печали.