Врачи: правительство не может найти 2 миллиона на здоровье жителей

rus.apollo.lv
Врачи недоумевают, почему государство тратит миллионы на спасение предприятий, и не может найти 2 миллиона латов на нужды медицины, пишет rus.db.lv.
В данный момент ситуация в латвийском здравоохранении сложилась критическая – 70% дополнительного государственного финансирования (амбулаторное лечение) получает столица, тогда как регионам достается только 30%, при этом в Риге живут только 45% населения страны. Областные стационары также не получают в полном объеме компенсацию за уже вылеченных пациентов.
Евгений Калейс, глава Латвийского объединения больниц, рассказал, что в данный момент пациенты вынуждены оплачивать 40% медицинских услуг – это и лечение, и диагностика, и медикаменты. В некоторых больницах квоты закончились уже в конце августа, и теперь большая часть медицинских услуг в больницах будет платной, пациентам визит к врачу влетит в копеечку, хотя уже не каждый может оплатить услуги доктора. В результате в больницу их привозят на скорой – больному это ничего не стоит, однако дорого обходится государству.
Ограничения, конечно, не относятся к операциям в неотложных случаях – их в больницах делают безотлагательно, хотя квоты и в этой области не отвечают реальному числу пациентов.
Например, в Видземской больнице в очереди на эндопротезирование стоят 1100 пациентов, а дополнительного финансирования хватит только на 5 операций.
Глава Кулдигской больницы Ивар Эглитис критикует работу чиновников, обвиняя их в некомпетентности и непрофессионализме. Дополнительного финансирования этому госпиталю хватит на лечение двух пациентов, тогда как больных – 800. В среднем за год в больницу попадает 5 тысяч пациентов, а квот выделяют только на 4200 – и такое безобразие творится уже четвертый год.
В Тукумсе, Огре, Прейли, Краславе, Добеле, Алуксне ситуация такая же – господдержки достаточно для лечения трети больных. Поскольку у госпиталей нет права отказывать в неотложной помощи, то весь практически весь бюджет уходит на оплату услуг неотложки и зарплаты медперсонала. При этом деньги медучреждениям выделяют на основе тарифов десятилетней давности – реальные затраты во внимание никто не принимает.
Одним из мотивов выделения дополнительного финансирования было уменьшение очередей, однако в реальности они стали больше. Алида Ване, глава объединения больниц Балви и Гулбене, рассказала, что люди не могут ждать получения услуги по 3-4 месяца, поэтому вынуждены платить – как же работать, если есть проблемы со здоровьем? А по квотам лечат хронически больных пациентов, которые могут позволить себе распланировать время.
Удис Мусковс, председатель правления Видземской больницы, рассказал, что его медучреждению выделили 20 тысяч латов в качестве дополнительного финансирования – этого хватит только на месяц работы компьютерного томографа. Приходится выкручиваться.
Пациенты не могут заплатить за все медицинские услуги – день на больничной койке обходится в 9,5 лата. В соседних России и Литве эта услуга бесплатна, в Эстонии берут символическую сумму в один лат. В результате, рассказала Ване, люди выписываются из больницы на третий день после операции, не долечиваются, потому что не хватает денег на уход и медикаменты – их здоровье ухудшается. «Основа любого государства – это здоровые, трудоспособные люди, а сейчас, с такой финансовой политикой, общество становится все более больным», — сетует она.
Врачи недоумевают, почему государство, которое тратит миллионы на спасение различных предприятий, не может найти 2 миллиона латов на нужды медицины. Латвийское объединение больниц планирует обратиться к омбудсмену, чтобы защитить права пациентов – пусть он решит, законно ли требовать, чтобы люди платили за медицинские услуги – а больницы не получали денег за сделанную работу.