Андрис Судмалис
"Liepājas Vēstules"
Еще более глубокий кризис был в первой половине девяностых годов прошлого века, когда ФК «Лиепая» в 1994 году финишировал в высшей лиге на 11-м месте среди 12 команд, и он должен был вылетать из высшего дивизиона чемпионата Латвии. Команду от этого избавило объединение с рижской командой «ДАГ», которая в том же году заняла третье место.
Первые шага новой команды «ДАГ/Лиепая» были неловкими, но именно эта команда подарила Лиепайскому футболу дебют в Еврокубках и финал Кубка Латвии.
Неожиданное спасение
В девяностые годы обычным делом было то, что появлялись и пропадали банки, а также различные предприятия и фирмы. Переменчивым был также и состав и количество команд участников высшей лиги.
Рижский клуб «ДАГ» на сцене местного футбола появился в 1993 году, а в 1994 году после завоевания бронзы у спонсора команды возникли проблемы с бизнесом.
«Не было средств на содержание команды в будущем сезоне», вспоминает тогдашний главный тренер команды Виктор Нестеренко, который в конце семидесятых и сам играл в составе лиепайского «Звейниека».
Он посоветовал команду сохранить, перевезя ее в Лиепаю. С руководителями города удалось договориться о том, что спонсоры команды покроют зарплаты игроков, а Лиепая обеспечит клуб стадионом, содержанием и питанием.
Команда стала сплавом футболистов из Лиепаи и других городов Латвии, и как позже оказалось, существование команды частично спасли именно приезжие игроки.
В администрации команды работали как рижанин Роберт Скадатс, так и ставший позже менеджером «Лиепаяс металургс» Юрий Романенков.
Новые невзгоды начались примерно спустя месяц, когда владелец команды в Риге не выплатил зарплаты. Часть игроков не поверила в новый проект и уехала. Но остались местные футболисты, в том числе и некоторые молодые — Виктор Добрецов, Янис Ринкус и Владлен Осипов.

”Денег не было даже на то, чтобы оплатить участие в чемпионате. Мы начали искать финансы. Романенков сказал, что поговорит с кем-нибудь, причем он и сам начал заниматься бизнесом, привез товары с Белоруссии, которые здесь продал и появилось немного деньжат», вспоминает Нестеренко. Но этого не хватало, и помог владелец «ДАГ» Сергей Насонов и его заместитель Артур Аппенс.
Еще команда продала свой автобус, а несколько тысяч выделили спонсоры, что позволило организовать тренировочный лагерь в Паланге.
Когда начался сезон, снова возникла нехватка финансов, но тогда спасло то, что на просмотр в московский «Спартак» отвезли Артура Закрешевского и Дзинтара Спрогиса. За переход Спрогиса заработали 20 тысяч долларов, что позволило покрыть плату за участие в чемпионате, а также выплачивать молодым футболистам стипендию в размере 40 лат в месяц.
Путь в Европу
В условиях ограниченных возможностей Ю. Романенков предложил отправиться на визит в «Лиепаяс металургс» к Сергею Захарьину, который тогда отказал в поддержке команды, обосновав это простоем на предприятии и нехваткой средств на выплату зарплат рабочих завода.
Принимая во внимание скомканную подготовку к чемпионату и дефицит предсезонных проверочных матчей (были проведены лишь 4 из 20 намеченных матчей), не стало сюрпризом то, что «ДАГ/Лиепая» в завершении первого круга с четырьмя очками плелся в конце таблицы.
Но еще перед сезоном В. Нестеренко много говорил об успешном старте в Кубке Латвии, что позволило бы участвовать в Еврокубках.
В них «ДАГ/Лиепае» вроде бы и надо было участвовать, принимая во внимание третье место в минувшем сезоне, но Кубок Латвии развеял бы любые сомнения в старте в международных соревнованиях, если бы у кого-нибудь таковые бы возникли в кабинетах федерации.
Путь в Европу лиепайчане вымостили себе в Резекне против местного клуба «Вайрогс», который на тот момент занимал третье место. Перед полными трибунами обе команды в четвертьфинальном матче сыграли 1:1 в основное время, обменялись голами в дополнительное время, а по пенальти «ДАГ/Лиепая» праздновала победу с 4:2.
Еще более ярким была победа со счетом 1:0 в Озолинеках против команды «РАФ», которую принес точный удар Яниса Интенбергса.
В финале против восходящего флагмана латвийского футбола «Сконто» пришлось смириться с поражением 0:3, но зато Лиепайская команда могла начинать концентрироваться на дебюте в Кубке УЕФА. Перед дебютом о себе напомнили владельцы команды, которые снова подключились к содержанию команды, а также сказав В. Нестеренко, что необходимо отправляться на жеребьёвку в Швейцарию.
Паф-паф-паф
Также как и сейчас, и почти 30 лет назад соответствие стадионов участников Еврокубков международным соревнованиям оценивали делегации УЕФА.
В Лиепаю прибыли генеральный секретарь Израильской футбольной ассоциации, член комиссии по надзору над стадионами УЕФА Якоб Эвель и менеджер помощи Восточной Европе УЕФА Макс Вуяма из Швейцарии, писала в то время газета «Курземес Вардс».
Оба чиновника официально рассказали, что большее внимание будет уделено ложам ВИП и СМИ, а также безопасности и удобствам зрителей.
Тогдашний главный тренер Лиепайской команды В. Нестеренко вспоминает другие, чуть более курьезные нюансы: «Инспекторы ходят по стадиону, увидели турнирную таблицу, в которой мы идем на последнем месте, и говорят: «Коуч (тренер — на английском), как же вы в Европе будете играть, если вы последние?» Я ответил – ничего, сыграем. Тогда в старом заборе стадиона он увидел дырки, через которые когда-то лиепайчане смотрели футбол.
Инспектор просунул в одну дырку палец, и начал словно стрелять из пальца, как из пистолета, паф-паф-паф, и сказал, что игры УЕФА в Лиепае состоятся не смогут, придется играть в Риге. Я ответил, если в Риге, то в Риге».
В первом матче на рижском стадионе «ЛУ» лиепайчане уступили таллиннской «Лантане» со счетом 1:2. Эстонцам победу принес Андрей Борисов, который ранее в составе таллиннской «Нормы» уже принимал участие в Еврокубках и заработал дисквалификацию.

”Я вернулся домой, и около половины первого ночи прозвенел звонок телефона. Я поднял трубку, а звонивший оказался эстонским журналистом. В то время между таллиннскими командами «Флора» и «Лантана» были сложные отношения. И этот человек мне заявил, чтобы мы поинтересовались у УЕФА об этом Борисове, который вероятно пропустил лишь две из трех игр дисквалификации. Мы так и сделали, и оказалось, что этому футболисту действительно нельзя было участвовать в игре против нас. Нам присудили техническую победу со счетом 3:0, а в Таллинне сыграли 0:0″, рассказал о закулисьях этой победы В. Нестеренко.
Растерянность
Перед жеребьевкой первого раунда у «Курземес Вардс» были надежды, что лиепайчанам выпадет какой-нибудь клуб из больших футбольных стран, а не балтийские или белорусские команды.
В конце концов воплотились оба сценария, что в финансовом плане было еще более выгодно. Причем после того, как во втором круге на жеребьёвке Еврокубков выпал голландский клуб «Фейеноорд», с Лиепайским клубом контракт на трансляцию встречи заключил французский телевизионный канал Canal+, заплативший примерно 150 тысяч долларов.
Первые матчи Еврокубков приумножили уверенность у футболистов, и в чемпионате Латвии также удалось повернуть удачу к себе лицом. Успехи позволили включиться в борьбу за первую шестерку в чемпионате, которая проводила второй этап чемпионата между собой. Но собрать разлитое в начале чемпионата не удалось, и турнир завершили на восьмом месте среди десяти команд. Но это произошло уже после Еврокубков.
«Фейеноорд» приезжал просматривать «ДАГ/Лиепая», но наши ничего и не скрывали. Тогдашний пресс-секретарь команды Ральф Зейдс голландцев встретил и сопроводил на игру нашей команды в Броцены.
По дороге гости радовались знаниям Зейдса о голландском футболе, но в Броцены растерялись от местной инфраструктуры, или точнее ее отсутствия, и от того, что в середине дня конца недели в перерыве матча в Броцены не удалось найти место, где можно попить кофе.
В то время Лиепайская команда организовывала поездки для болельщиков как в Ригу и Таллинн, так и в Роттердам. На рижском стадионе «Даугава» на встречу Лиепайского клубы с одним из грандов нидерландского футбола было распродано 9 тысяч билетов, и за этой игрой воочию наблюдал также и автор этих строк.
Лиепайские фаны отправились, кажется, на двух автобусах, а также с «флотом» легковых автомашин, прибыли также и голландские болельщики, но большую часть зрителей все равно создавали жители столицы. Они поддерживали лиепайчан, а также кричали довольно оригинальные кричалки, например, «Рижская фабрика музыкальных инструментов!»
На трибунах возникали и некоторые инциденты, например, когда брошенный одним из лиепайчан пустая упаковка из под сока попала не в сидящего впереди голландца, а в разгоряченного рижанина. Между ними возник конфликт, который поспешили урегулировать стражи порядка.
Звездный состав «Фейеноорда» с Хенриком Ларссоном, Рональдом Куманом, Джованни ван Бронхорстом и другими звездами, а также позиция лиепайчан в турнирной таблице местного чемпионата, невыразительная игра против «Старта» в Броцены и практически полное отсутствие футбольной атмосферы в Броцены создали уверенность у голландцев в их легкой победе.
Футболисты из Роттердама действительно разгромили наших как в каждой игре по отдельности (7:0, 6:0), так и по сумме двух игр, но лиепайчане в обеих встречах оказали достойное сопротивление, и даже после полной капитуляции в Риге со счетом 0:7, удостоились некоторого количества уважения.

”За день до первого матча я просмотрел тренировку голландцев и подумал, что они нам загонят каких-нибудь 15 мячей. В день матча приехало еще телевидение, выделило нашего голкипера Эрика Григьяна, говоря о нем, как о единственном профессионале в любительской команде. Когда Хенрик Ларссон в Риге на второй минуте открыл счет, я подумал — сейчас начнется! Но мы были довольно хорошо физически подготовлены.
Игроки жаловались, что я их гоняю на тренировках. Но я ответил, что им не хватает мастерства, поэтому его необходимо компенсировать силой и остротой.
В первом тайме у нас была хорошая самоотдача и мы уступали лишь со счетом 0:1. После перерыва Григьян немножко ошибся, мы пропустили второй гол, а затем нам заколотили еще три мяча за три минуты», вспоминает тренер.
Перед вторым матчем голландцы, помня о не столь простом первом тайме в Риге, отнеслись к лиепайчанам уже с большим уважением, считает В. Нестеренко, но в то же время признает, что соперники надеялись в этом матче против наших побить клубный рекорд по забитым мячам в одной встрече (12:0). Но до конца первой половины встречи счет держался ничейным 0:0, а на 37-й минуте встречи с поля был удален Йонас Кибартас, и на 38-й минуте хозяева наконец открыли счет в матче с пенальти, а на 44-й минуте довели счет уже до 2:0.
В свою очередь, во втором тайме хозяева снова забили несколько голов за короткий отрезок времени – с 57-й по 64-ю минуту они наколотили четыре гола.
Еще одно воспоминание тренера связано с просьбой Яниса Интенбергса.
«Янка зашел в мой номер в гостинице и говорит:» Виктор, можешь меня выпустить на 15 минут на поле? У меня на всю жизнь останется воспоминание, что я играл против Кумана и компании». Я ответил: «Конечно, выпущу! Готовься!»
36-летний Янис Интенбергс на поле стадиона ”Stadion Feijenoord” или ”De Kuip” вышел на 81-й минуте, когда угасающая легенда Лиепайского футбола сменила восходящую звезду Виктора Добрецова.
Несмотря на тяжелые поражения, В. Нестеренко отметил, что был доволен встречами. И конце сезона тренер оценивает положительно, поскольку удалось сохранить прописку в высшей лиге.
Правда, в 1996 году у главной Лиепайской футбольной команды снова было новое имя — «Балтика». Под крылом Ариса Озолиньша она взлетела на четвертое место, а спустя год начали времена «Металлурга».
Сам же В. Нестеренко Лиепаю покинул уже после сезона 1995 года. Сам тренер считает, что его пути и Лиепаи разошлись незаконно. «Меня упрекали в том, что я выдавал секреты клуба. Ничего особенного. Зато я остался в истории как тренер, под руководством которого команда Лиепаи впервые сыграла в Еврокубках. Принимая во внимание трудности, можно сказать, что мы вытянули этот год, и он вышел довольно неплохим. Честь и хвала местным футболистам Лиепаи».
Бунт на корабле
Один из самых лучших бомбардиров высшей лиги Латвии всех времен Виктор Добрецов в 1995 году в 18-летнем возрасте дебютировал в высшей группе первенства страны. Он вспоминает, что в финансовом плане , это было очень нестабильное время.
Вначале «ДАГ/Лиепая» создал о себе яркое впечатление хотя бы спортивными костюмами от Adidas, что для тех времен было почти космосом. Но позже в клубе был даже бунт на корабле из-за невыплаченных зарплат. Зарплата молодого нападающего в то время составляла 40 лат, из которых 8 уходили на налоги.
Но молодой талант из Лиепаи часто получал доплату от Арманда Эйхенена, который свою индивидуальную премию в размере 20 лат лучшему игроку матча часто присуждал именно Виктору.
Начались проблемы с выплатой основной зарплаты, и клуб начал кормить футболистов обещаниями о скорой выплате.
Интенсивнее всего разговоры о скорой выплате велись после попадания в финал Кубка Латвии, что гарантировало участие в Еврокубках. И на фоне ежемесячной зарплаты в 32 лата обещанные 800 долларов США выглядели как космическая сумма.
Но прийти к компромиссу было нелегко. Руководители команды договорились и отменили все сессии выплаты денег, и тогда перед историческим матчем против легендарного «Фейеноорда» самые опытные игроки лиепайчан взбунтовались и сообщили, что в этом матче не сыграют.

Последовало еще более определенное обещание выплатить деньги, прибыв на матч на рижском стадионе «Даугава», футболисты в раздевалке услышали риторический вопрос на русском языке, который связан с детородным органом у мужчин. После матче против «Фейеноорда» обещанные деньги так и не были выплачены.
Как видно в публикациях прессы тех времен, по крайней мере в одном случае в одном случае было заплачено в натуральном виде. Данные регистра предприятий гласят, что бизнесом ООО «ДАГ» являлась розничная торговля одеждой. Поэтому не удивительно, что Янис Интенбергс в тот год получил новый костюм за первый гол лиепайчан в новом сезоне.
Но очевидно, что после Еврокубков руководителей клуба эта команда больше не интересовала, и клуб начал разваливаться. Дошло до того, что иностранцев в целом насыщенной местными игроками команды больше не обеспечивали питанием, и заботу об их питании взяла на себя мама Виктора Добрецова.